09.06.2015

Первый прототип беспилотного КамАЗа испытывают в Набережных Челнах

Еще недавно такое сообщение могло показаться фантастикой. Сегодня в России всерьез занимаются разработкой роботизированного  грузовика для нужд МЧС и Минобороны страны. Мало того – прототип (на фото) уже обкатывают на полигоне КамАЗа, отрабатывая на узком «пятачке» работу разработанных в нашей стране систем искусственного интеллекта.

Понятно, что прочитав данное сообщение, мы услышим ядовитые замечания скептиков, что «в США и Японии уже всё давно придумали». Но давайте взглянем на наш проект без лишних эмоций. Первое и наиболее важное – делаем сами, импортозамещение налицо. Второе – в отличие от аналогов из-за рубежа наш робот в «шкуре» КамАЗа с самого начала создается для реальных условий использования в России: иностранные прототипы роботов-грузовиков вне гладких шоссе с хорошей разметкой действовать не могут. Особым «изюмом» нашего проекта является его российская система машинного зрения, распознающая дорожную сцену (границы дороги, ширину полос движения и т.п.) при отсутствии какой-либо разметки, в плохих метеоусловиях. Уже сейчас робот-КамАЗ обнаруживает на дороге практически любые препятствия в автоматическом режиме и реагирует на них со скоростью не более 0,3 секунды. Например, машина «видит» выбежавшую на дорогу собаку и тормозит или объезжает ее. 
 
Из «железа» на прототипе установлено продуманный и интегрированный комплекс оборудования в составе: 4 видеокамер: две спереди и две сзади, 3 радара и лидар (активный оптический сенсор, выполняющий роль лазерного дальномера). Приводы органов управления контролирует связка из двух компьютеров. 
 
Проект первого российского беспилотного КамАЗа создан при большой доле участия отечественной компании Cognitive Technologies. Она известна своими наработками в области искусственного интеллекта мирового уровня. Беспилотный русский грузовик использует технологию пассивного компьютерного зрения, сходного с человеческим восприятием визуальной информации. Этот подход применяется вместе с активной (излучающей) моделью, наподобие используемой в американском маленьком автомобильчике-роботе Google Car. Стоит отметить, что наш беспилотный КамАЗ еще и не стоит космических денег, он значительно дешевле иностранных аналогов, а это еще один плюс проекта.
 
После Набережных Челнов уникальная машина отправится в Ногинск на полигон МЧС России, где испытания будут идти уже совместно с потенциальными заказчиками. Серийным же робот-грузовик российского производства станет уже в 2020 году. 
 

Нравятся наши материалы? Вы можете помочь проекту!

1