Представлена концепция перспективного российского пассажирского самолета на водородном топливе

new_russian_cryogenic_jet_0.jpg

Российские инженеры из ЦАГИ и ЦИАМ имени Баранова предложили вернуться к созданию отечественного магистрального самолета на криогенном топливе. Эта тема активно разрабатывалась в последние годы СССР: тогда был построен и летал первый в мире самолет на водороде Ту-155 (на базе Ту-154Б).

Спустя годы российскими специалистами предлагается создание нового широкофюзеляжного пассажирского самолета на 200-230 пассажиров с оригинальной компоновкой и двигателями. Стоит заметить, что проведенные на Ту-155 испытания подтвердили экологическую и техническую безопасность нового вида топлива, но тогда же было установлено, что для сохранения дальности полета самолета необходимо требовалось много водородного топлива, для него были необходимы топливные баки большего объема. Такие баки в 1980-х годах смонтировали внутри фюзеляжа Ту-155 для сохранения аэродинамики самолета, но в ущерб числу посадочных мест для пассажиров.

tupolen_tu-155_0.jpg
На фото: Ту-155, опытный самолет на стоянке в Жуковском

Существовал второй вариант компоновки – создание двухэтажного фюзеляжа, где на верхнем этаже располагаются топливные баки с жидким водородом, а на нижнем (основном) – традиционный салон с пассажирскими креслами. Так выглядел эскиз самолета Ту-206, в котором вместо криогенного топлива в верхней части корпуса находились баки с сжиженным природным газом. Но эта машина на базе Ту-204 осталась только в проекте.

tu-206_0.jpg
На схеме: компоновка Ту-206 (проект)

В 2016 году Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского предлагает кроме баков с жидким водородом в верхней части фюзеляжа перспективного лайнера оснастить Т-образным хвостовым оперением. Для снижения негативного влияния увеличенного лобового сопротивления, проектировщики предложили установить в хвостовой части турбовентиляторные двигатели с ультравысокой степенью двухконтурности, вентиляторы которых вращаются в противоположные стороны. Эти хвостовые двигатели будут захватывать медленный пограничный слой, текущий по поверхности фюзеляжа. Предполагается, что это будет приводить к образованию зон турбулентности и ускорению течения пограничного слоя в передней части фюзеляжа, а значит снижать лобовое сопротивление. Также сообщается, что согласно данной концепции, на российский водородный самолет 21 века планируется установить электрические турбовентиляторные двигатели, за питание которых будет отвечать водородная топливная ячейка в хвостовой части.

На схеме вверху: предлагаемая компоновка российского перспективного пассажирского самолета, 2016 год

© 2007 - 2016. Техносфера. Россия.
Независисмый информационно-технический медиаресурс.
Разработано: Компания Директория.
При использовании материалов обязательна
ссылка на портал www.tehnoomsk.ru
Редакция журнала: info@tehnoomsk.ru
Отдел рекламы: info@tehnoomsk.ru
Телефон: +7(3812)590862
Разработано в компании Директория: www.direct2.ru
Архив бесплатных электронных версий печатных выпусков журнала доступен в разделе сайта АРХИВ в формате PDF.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru